Бестиарий, В ленту, Мифология, Славянская мифология

Славянская мифология: Полуночница

Наши предки верили в «урочные» и «неурочные» часы суток. Считалось, что переломные моменты дня и ночи: полночь, полдень, рассвет или закат — время, когда активизируются особые злые духи. Одними из таких созданий, опасных для людей, были полуночницы или как их еще называли ночницы.

Полуночница — в славянской мифологии ночной , злобный дух , нападающий главным образом на детей (иногда только новорожденных) и лишающийя их сна, а также сама вызванная им болезнь (бессонница и крик). Обращаясь в летучих мышей, гусениц, птиц, а иногда в длинноволосых женщин в черном одеянии, ночницы попадали в дом через окно или в дверь, стояли у изголовья, щипали и всячески дергали ребенка, чтобы он все время плакал и не спал.

Видео версия статьи:

Полуночницей становилась ведунья, не имевшая при жизни детей. Считалось, что чем она занималась при жизни, тем будет продолжать заниматься и после смерти.

Кое-где говорили, что полуночницы могут подменять живых детей на нечисть или на неодушевленные предметы, особенно если мать в сердцах прокляла. Ребенок полуночницы будет плохо расти и развиваться, может даже вовсе не расти (особенно если в колыбель подложена чурка, а матери кажется, что это живой младенец). Настоящее дитя живет в мире духов, невидимом для всех остальных, из которого его можно вызволить. Распространены сюжеты, когда юноша случайно встречается с девушкой-подменышем, принимая за злого духа, влюбляется в нее, берет в жены, тем самым, спасает от власти нечисти. Но перед этим приходится пройти некое испытание.

Много былин ходило о том и вот одна из них :

Раньше молодые мы были, слушали да кудесили. Раз говорят, кто из бани камень вынесет на спор. Один пошел, сунул руку в каменку, а там его схватило. Говорит ему: «Возьми меня замуж — отпущу, а не возьмешь — покою не дам». Пришел на другой день в баню, говорит: «Выходи, кто тут есть». А ему: «Сходи к матери, да возьми пояс, да рубаху принеси». Он взял, накинул на нее пояс, така красавица получилась. Свадьбу сыграли, пошли к её родителям. Там мать качает ребенка в зыбке. Она пришла: «Здравствуй, мама». Та говорит: «Кака я тебе мама, я двадцать лет качаю». Она родила ее да в бане и  оставила ребенка, а его обменили. Девушка говорит: «Дай-ка ребеночка». Сама взяла его да колотнула о стол, а это чурбак  оказался.

Полуночницы опасны для тех, кто ложится спать на закате. Такая привычка грозит бессонницей, болезнями. Чтобы полуночница не зашла домой, закрывали окна и двери, не выносили ребенка из дома после заката. Также нельзя было качать пустую зыбку, оставлять ее открытой. Детей старались никогда не оставлять одних, особенно в таких опасных местах, как баня, поле, лес. Если полуночница напала на человека в чистом поле, то она может начать задавать вопросы, наводить человека на разговор. Чтобы скоротать время и отвлечь духа, следовало отвечать ему обстоятельно и долго. От полуночниц хорошо помогали обереги-куколки, скрученные из тряпок их еще называли куватки . Лица у этих кукол не было. Первую такую куколку мать должна была сделать еще до рождения ребенка, когда была беременной. При ее изготовлении не должно было использоваться никаких острых предметов, и мать должна была класть ее к себе в кровать. После рождения ребенка она отправлялась к нему в колыбель, защищая его от сглаза и болезней.

Предполагали, что в момент очередного посещения полуночница отвлечется на куколку, а живой младенец будет ей не интересен. Но если ребенок, несмотря на все эти ухищрения, все равно плакал и болел, то мать могла решить, что ночница слишком сильная и хитрая, и оттого она ни на куклу не льститься, ни чертополоха не боится. Тогда устраивали специальный обряд, чтобы ночницу выгнать .  Есть про это сказ один и сейчас я вам его расскажу.

Жила в деревне одна баба — не то чтобы настоящая ведьма, а так, баловалась всякой чертовщиной, и не было у нее детей. Жила, да и померла, никто по ней больно не горевал. Схоронили всем миром, потому что никому она вреда особого не причинила, вот и не стали ей осиновый кол в сердце вбивать. Схоронили и забыли о ней.Минуло какое-то время, и начали на деревне малые дети ночью плакать. Как только воцарится заря вечерняя, так то в одном доме, то в другом и ноют, и канючат, и уросят. Соседки поутру сойдутся: глаза красные, языки заплетаются, зевают — не выспались, всю ночь с малышней своей маялись. А в ту пору к одному мужику тетка в гости приехала.- Не иначе, к вам на деревню ночница повадилась, — говорит она соседкам. — Не помирала ли тут в последнее время бездетная ведьма?

— Как не помирать? Помирала! — отвечают бабы.

— Ну, точно она и блуждает по ночам, нападает на ваших детушек. Кто из вас самая храбрая — той покажу на следующую ночь эту пакостницу. Бабы заробели, но потом одна  все же согласилась. Велела ей тетка принести хомут с конюшни, вот они уложили детей, свет везде погасили, забрались в угол, накрылись хомутом — и сидят, ждут. Ближе к полуночи слышат — заскрипела оконная рама, приотворилась, и в комнате появилась высокая женщина с черными волосами — темнее ночи! Встала она около колыбели и ну пощипывать да подталкивать дитятко! Дождалась, пока этот ребенок начал хныкать, и пошла к зыбке, в которой лежал новорожденный. Мать хотела защитить дитя, но тетка ей не дала:

— Сиди, — говорит, — не то испугается ночница, еще задавит ребенка! Ночница дала младенцу грудь, но он почему-то сразу начал горько плакать и отворачиваться.

— Молоко у нее что полынь горькое, — пояснила тетка шепотом. Полюбовавшись на дело своих рук, ночница скрылась тем же путем, каким пришла, через окошко, а мать с теткою долго еще не могли успокоить разошедшихся детей.

— Так и есть, она, Ефимия, здесь была! — сказала молодка, которая признала покойную ведьму. — Ах, чертова сила! Жаль, не вбили ей осиновый кол промеж грудей!

— Обойдемся и без кола, но потрудиться придется, — сказала тетка. — Давай сперва у тебя дело сладим, потом к другим пойдем.

И началась тут такая суматоха… Тетка делала ножом зарубки на бревнах стены, кипяток лила на гребень, срезала по прядке волос у ребенка и бросила в котел кипятить.

— Что ты делаешь? — спрашивала заранее наученная молодая хозяйка.

— Режу, парю, варю, изгоняю бабу криксу-ночницу! Коли придет, с ней то же будет.

— Гони, парь, вари, режь! — поддержала мать. — Чтоб ее никогда тут не было, чтоб она никогда не возвращалась, во веки веков, аминь.

Потом они пошли по другим домам, и что вы думаете? Эта ночь была последней, как в деревне плакали дети. После этого они все спали без задних ног — и матерям своим давали отдохнуть.

Полуночница является не только домой, но и на природе. Ее, наряду с полуденницей, относят к стихийным духам природных пространств. На тех, кто отдыхает ночью в поле или на пастбище летом после работы, полуночница может напасть, наслать болезнь, летаргический сон. Однако дух справедлив и часто карает тех, кто действительно виноват в каком-то преступлении.

Оставьте комментарий